Меню
16+

Сетевое издание "mayak-gazeta.ru"

03.05.2018 11:44 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 03.05.2018 г.

В каждой строчке - память, в каждом имени - герой!

Накануне Дня Победы редакция газеты «Маяк» объявила о начале проекта «В каждой строчке — память, в каждом имени — герой!», посвящённого 73-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Увековечение памяти о фронтовиках, тружениках тыла, сиротах войны — задача проекта. Поделиться своими воспоминаниями мы пригласили самих ветеранов, а также их детей, внуков, правнуков, сотрудников музеев, школьников, чтобы рассказать о тех, кого уже нет рядом с нами. Проект стал межрайонным, потому что из подготовленных материалов мы узнали о том, что многие любинцы родом из Тюкалинского и других районов Омской области, а для кого-то Любинский район стал второй Родиной.

Благодарим всех, кто написал и прислал нам материалы о фронтовиках, тружениках тыла, детях войны, благодаря которым мы сегодня живём на Земле.

Ворошиловский стрелок

А.М. Володченко (1925-1991 гг.).

Наш земляк Александр Михайлович Володченко прошёл непростой боевой путь от курсанта снайперской школы до лейтенанта, закончившего войну в Германии.

В июне 1941 года ему едва исполнилось 16 лет, а осенью комсомолец Володченко пришел в военкомат. Военный комиссар, выслушав высокого стройного юношу со значком «Ворошиловский стрелок», отправил его на курсы шоферов. Но крутить баранку парню не пришлось: командир отметил отличные навыки стрельбы юноши. И снова учеба, только теперь в снайперской школе.

На фронте Александр оказался в конце 1942 года. За два года боев — два ранения, контузия, 30 убитых лично им фашистов и две медали «За отвагу».

Затем молодого сержанта вновь направили учиться, теперь уже в офицерское училище. В январе 1945 года он — младший лейтенант и командир минометного взвода под Кенигсбергом, где и окончился его фронтовой путь, отмеченный орденом Отечественной войны II степени.

Из воспоминаний Александра Михайловича Володченко о боевых буднях: «Легкое или средней тяжести ранение можно было считать отпуском. В госпитале не надо было подниматься по тревоге, прятаться от обстрелов. Здесь было тепло, белье чистое, кормят вовремя. На фронте, бывало, по три дня ничего не ели. Кухня то от наступающих войск отстанет, то под бомбежку попадет. И потому употребляли в пищу то, что придется, зачастую перебивались трофеями, которые находили у немцев в блиндажах».

Сентиментальности и нежности на войне места не было. «У солдат было одно желание — остаться в живых, ну а потом желания поменьше: сходить в баню и помыться, поесть досыта, желательно горячего, а еще у старшины новые сапоги получить взамен разбитых. О доме вспоминали только по ночам, и когда получали письма, но это было редко. Поспать восемь часов было событием. А уж когда солдат с передовой в тыл отводили, и вообще был праздник. Можно было прожарить одежду от вшей, посмотреть кино на кинопередвижке».

«Когда Красная Армия вступила на территорию Германии, душа солдата, конечно, кипела от ненависти и негодования, он желал отомстить. У него на Родине дома разрушены, голод, у многих семьи погибли. А что он видит в Германии? Чистенькие, ухоженные города с асфальтированными или мощеными улицами, каменные или кирпичные дома под красной черепицей. И в домах — приличная обстановка, телефоны, все удобства. В гараже рядом с домом мотоцикл или автомашина. Контраст был разительным. Наши люди в своей массе так не жили. Для советского человека велосипед был роскошью, многие не имели часов, просыпались на работу по заводскому гудку или крику петуха. Дома были саманные или деревянные, покрытые соломой. Но политработники проводили беседы, СМЕРШ жестко контролировал воинские части, после нескольких показательных расстрелов мародерство и убийство гражданских лиц сошли на нет», — вспоминал спустя годы Александр Михайлович.

В 1945 году А.М. Володченко исполнилось 20 лет. Молодой лейтенант хотел остаться в армии, но тяжёлые ранения и контузии «списали» его на «гражданку». Несмотря на это, на всю жизнь он остался верным военному делу, которое считал своим.

С 1950 по 1985 годы преподавал начальную военную подготовку в Любинской СОШ №1. Всегда носил военную форму, погоны капитана запаса, начищенные до блеска ремни и сапоги. Аккуратный, подтянутый, всегда выдержанный и общительный, умеющий душевно сближаться и с коллегами, и со школьниками. Для юношей всегда был ярким примером. Десятки выпускников пошли по его стопам, стали офицерами Советской армии, этим он особенно гордился.

Много лет А.М. Володченко руководил секцией стрельбы, был чемпионом области. Ходил на лыжах, играл в волейбол. С началом военно-спортивной игры «Зарница» готовил школьные отряды для участия в ней. После ухода на пенсию руководил стрелковым тиром на стадионе «Нива».

За многолетнюю педагогическую деятельность Александр Михайлович был награжден многими грамотами, знаком «Отличник просвещения», медалью «Ветеран труда» и почетным знаком ЦК ДОССАФ.

А.М. Володченко призывался на фронт из Тюкалинского района. А после войны приехал в Любинский район, которому отдал большую часть своей жизни.

Жизнь победивших по праву бесценна

Пелагея Степановна Позечко с правнуками.

Слушая воспоминания своей бабушки Пелагеи Степановны Позечко, каждый раз удивлялся тому, сколько испытаний выпало на её долю, а она не потеряла силы духа и продолжает радоваться жизни. Накануне 73-й годовщины Великой Победы я ещё раз попросил бабушку рассказать о своей жизни. И на этот раз взял в руки карандаш и тетрадь, чтобы не упустить что-нибудь важное.

Родилась Пелагея Степановна Позечко (в девичестве Иванова) 25 июня 1926 года.

- Жили мы в д. Афонино Тюкалинского района, — рассказывает Пелагея Степановна. — У моих родителей Степана Прокопьевича и Анисьи Борисовны было восемь детей — четыре сына и четыре дочери. Папе и маме приходилось много работать, кроме того, они держали личное подсобное хозяйство. Старшие сыновья во всём старались помогать им, жили хоть и трудно, но весело и дружно.

В поисках лучшей жизни родители не раз меняли место жительства. Судьба сложилась так, что мы остались в г. Называевске. В 1937 году из-за тяжёлой болезни умер папа. Старшим братьям пришлось искать хоть какую-нибудь работу, чтобы помочь маме. В те годы выбор был небольшой, а зарплата и того меньше.

Уже подростком Пелагея закончила всего несколько начальных классов, очень хотела учиться дальше, но беда снова пришла на порог. Как гром среди ясного неба: «Война!», не до учёбы тут.

- Вскоре старших братьев Лёню, Фёдора, Василия и Павла забрали на фронт. Мама, как будто чувствуя скорое горе, окрестила каждого на прощание, а у самой слёзы глаза застилают да голос дрожит. С войны вернулся один Павел, раненый, Лёня и Федор пропали вез вести, а Василий погиб.

Немного успокоившись и вытерев покрасневшие глаза, бабушка продолжала рассказывать, как в 16 лет, только получив паспорт, устроилась на свою первую работу грузчиком в «Заготзерно». На хрупких плечах она носила мешки с пшеницей и вместе с другими девчатами грузила их в вагоны, предназначенные для фронта. Затем была переведена на более лёгкую, но очень вредную работу — на элеватор. Здесь бабушка управляла механической погрузкой транспортёрной ленты. Пыль от пшеницы стояла такая, что к концу смены кашель уже не прекращался.

Война была в самом разгаре, фронту требовалось не только продовольствие, но и пополнение живой силой. Как только Пелагее Ивановой исполнилось 18 лет, без отрыва от производства она была зачислена курсантом в школу снайперов. С понедельника по пятницу работала на элеваторе, а в субботу и воскресенье вместе с другими девушками прибывали в расположение военкомата. Там же и ночевали. Занимались изучением стрелкового дела, учились стрелять на полигоне. Так продолжалось всю осень, с сентября по ноябрь 1944 года.

- Помню, что обессилела до того, что поднять винтовку не смогла, уткнулась лицом в траву и заплакала. Тонкая, хрупкая была, поэтому на фронт не пустили — не прошла медицинскую комиссию.

С продуктами питания в то время было очень тяжело, помню, ходили на ближайшее болото собирать стебли какого-то растения для супа. Хлеб рабочим на руки выдавали около 400 граммов, а детям и матерям — по 200 граммов в сутки. Очередь за хлебом занимали с ночи, некоторые от усталости и болезней падали, засыпая стоя, были и случаи смерти. Новость о долгожданной Победе встретили со слезами на глазах. Никогда не забуду этот день, самый счастливый, самый дорогой! Звуки гармошки на каждой улице после четырёх лет полной тишины. Люди выходили и обнимались.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны» Позечко Пелагея Степановна награждена медалью.

Постепенно жизнь стала налаживаться. В 1946 году на хлебоуборочных работах в д. Николаевке Называевского района Пелагея встретила своего будущего мужа, участника Великой Отечественной войны Позечко Петра Ильича. Сыграли свадьбу и остались жить в д. Николаевке, в семье Петра. Родились дети — дочь Любаша, сыновья Николай, Алексей и Виктор. В деревне школы не было, поэтому семья переехала в г. Называевск. Купили небольшой дом по ул. Суворова, выучили и поставили на ноги детей. В этом доме и прожили счастливые совместные годы Пётр и Пелагея Позечко, куда к ним приезжали любимые дети и внуки.

Но ещё много горя пришлось пережить Пелагее Степановне... От старых ран и болезней в 1998 году умер муж Пётр Ильич, спустя некоторое время — сыновья Алексей и Николай, дочь Люба. Тогда Пелагее Степановне казалось, что время остановилось и жить больше незачем. От пролитых горьких слёз почти потеряла зрение, ухудшился слух, и только поддержка родных убеждает её в том, что она им нужна.

Почти 92 года прожила Пелагея Степановна Позечко в г. Называевске. Удостоена звания «Ветеран труда», является труженицей тыла, награждена множеством почётных грамот и пятью медалями. И теперь собирается на постоянное место жительства в р.п. Любинский, где её любят и тепло заботятся о ней её внуки и правнуки, где для неё начнётся новая жизнь. Ведь поколение, победившее фашизм, не умеет стоять на месте, им нужно двигаться только вперёд!

Ушедших в бессмертие мы помнить должны…

Н.П. Иванов (1914-2000 гг.).

Мой прадедушка Иванов Николай Прокопьевич служил в кадровой армии в Хабаровском крае, на станции Ерофей Палыч.

В 1939 году, во время Финской войны, которая длилась 3,5 месяца, солдат воинского подразделения направили на запад для участия в военных действиях. Но, пока добирались до места дислокации, война закончилась. Эшелон, в котором находился и мой прадед, отправили назад.

Во время Великой Отечественной войны Николай Прокопьевич воевал на Прибалтийском, Белорусском, Ленинградском фронтах. Под Сталинградом молодой связист был ранен, потерял один глаз. День Победы прадед встретил в Румынии. Но демобилизовался только через два года после войны и вернулся в деревню Чистое Тюкалинского района, где трудился до войны.

Молодому коммунисту, фронтовику доверили возглавить колхоз. С 4-классным образованием он был не только председателем и бригадиром, но и учётчиком.

После переезда в посёлок Любинский работал в ветеринарной лаборатории. Вместе с женой, труженицей тыла Надеждой Тимофеевной вырастили и воспитали троих детей — дочь и двух сыновей.

В военные годы прадедушка был награжден орденом Красной Звезды, орденом Великой Отечественной войны, многими медалями, а в мирное время — медалью Жукова, юбилейными в честь Победы в Великой Отечественной войне, 60- и 70-летия Вооружённых Сил СССР. За доблестный и самоотверженный труд в мирное время удостоен медали «Ветеран труда».

В 1985 году районная газета «Маяк» писала: «Шумно и многолюдно было накануне праздника Победы в красном уголке ветеринарной станции. Здесь собрались ветераны войны и труженики тыла, ушедшие на заслуженный отдых. Юбилейные медали в честь полувекового юбилея Победы всем приглашённым вручала глава поселковой администрации Галина Ивановна Фролова. А участник Великой Отечественной войны Николай Прокопьевич Иванов получил ещё и карманные часы».

К сожалению, моего прадедушки давно уже нет в живых. Для всех нас, детей, внуков и правнуков Николая Прокопьевича, праздник Победы — самый любимый. И через 73 года после войны мы помним о тех, кто завоевал для нас счастливое будущее. Мы, послевоенное поколение, в неоплаченном долгу перед защитниками Родины за мужество, что не покинуло их в бою.

Дети без детства

Л.Е. Блейм ребёнком пережила войну.

Вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы чаще говорим о солдатах, военнопленных, унижении мирных граждан. А можно выделить ещё одну категорию безвинно пострадавших — дети. Из осколков их памяти складывается другая война — война, которую видел маленький человек.

Людмила Евгеньевна Бейм (Курдюмова) родилась в ноябре 1939 г. в д. Желыбино Лаптевского района Тульской области.

Мирная жизнь оборвалась с началом войны. Отец двухлетней Люды Евгений Иванович Курдюмов ушёл на фронт. Мама Елизавета Михайловна вспоминала: «Станцию Ревякино, которая располагалась в 20-ти километрах от Тулы, бомбили немцы, но, к счастью, железная дорога и металлопрокатный завод не пострадали. Всего за одни сутки немцы заняли станцию. Соседи и родственники спрятались в погребе. Немцы, увидев, что в погребе одни женщины и дети, ушли. Было страшно. Рано утром одна из женщин вышла посмотреть, что происходит на улице, и тут же вернулась с радостной вестью — станцию заняли советские солдаты! Завод разбомбить не успели, и он работал на всю мощь, так как имел большое значение для обороны г. Тулы. Трудно было, голодно, но люди, сплотившись, помогали друг другу».

Ещё до войны Елизавету Михайловну перевели на работу в детский дом. Продукты выдавали по карточкам, она часто делилась этим скудным пайком со своими родственниками. Уходя на работу, часто оставляла дочь одну или у соседок.

В 1943 году отец вернулся домой: его комиссовали по болезни. Евгений Иванович работал шофёром, а потом заведующим гаражом, умер в 1967 году.

У Людмилы Евгеньевны хранится маленькая фотография отца с фронта, на обратной стороне которой написано: «На долгую память дочке Люсику от папы. Люся, береги, никому не отдавай эту карточку. Время бурное, колеблющее, на встречу располагать трудно, всё может быть, что больше не увидимся, предполагать очень трудно. Люсик, это война. Война с паразитами, которые ни с чем не считаются. Будь умницей, расти быстрее, слушай маму. Целую. Папа. Г. Саранск, 7\2-1942 г., отряд 27».

Воевал отец в направлении Саранска и Брянска. Привёз с войны и подарил Люсе алюминиевую фляжку.

Людмила Евгеньевна хорошо помнит день, когда закончилась война. Все работники детского дома, где работала её мама, собрались вместе, накрыли праздничный стол. Много говорили, радовались, ходили по деревне нарядные и пели песни.

В 1946 году Люда пошла в школу. Классы были переполнены: заставляли учиться всех, за одной партой сидели по три ученика и 7, и 10 лет. Учились в три смены, а вечером училась рабочая молодёжь. Так страна поднималась из руин. Люди начинали жить без войны.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

86