Меню
16+

Сетевое издание "mayak-gazeta.ru"

21.02.2019 11:17 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 21.02.2019 г.

Собиратель фольклора, которого мы не знаем

Автор: Оксана Сподаренко.

25 января 2019 года исполнилось 100 лет со дня рождения И.С. Коровкина, имя которого носит районный историко-краеведческий музей.

Юбилею знаменитого земляка посвящены различные мероприятия, которые знакомят с его жизнью и творчеством, в том числе подготовлен и выпущен сборник «Многогранное наследие Ивана Коровкина».

О том, каким был Иван Семёнович Коровкин, какое наследие оставил после себя, мы беседуем с редактором-составителем сборника, научным сотрудником районного музея Сергеем Горбачёвым.

- Сергей Филиппович, как возникла идея написания сборника, посвящённого жизни и творчеству И.С. Коровкина?

- Большинству любинцев об И.С. Коровкине известно немного, поэтому мы — сотрудники районного музея — решили восполнить этот пробел и в год 100-летнего юбилея издать сборник, в который вошла информация о жизни, педагогической работе, собирательской, краеведческой деятельности нашего земляка, его литературное наследие.

Напомню, что имя И.С. Коровкина было присвоено районному музею в 2002 году, и заслуга в этом принадлежит Галине Васильевне Почекаевой, в то время руководившей музеем.

Надо сказать, что вышедший в свет сборник — не первый. Ранее были опубликованы небольшим тиражом и малого формата сборники «Сибирские сказки», «Сказки Омской области», «Сибирские частушки» и «Частушки колхозной молодёжи». В библиотеках Любинского района и г. Омска, областных музеях хранятся книги, изданные Коровкиным при жизни, с бесценным народным творчеством, записанным им у старожилов. В новой книге «Многогранное наследие Ивана Коровкина» обобщена уже известная информация и дополнена неизвестными фактами и не изданными ранее произведениями. Также мы постарались найти в разных источниках и опубликовать фольклорные произведения, собранные Коровкиным. Опубликовано 32 стихотворения, 14 сказок, 60 песен, 109 частушек, 76 поговорок и пословиц, 46 загадок, 10 прибауток.

- Какие факты биографии И.С. Коровкина стали известны в ходе исследовательской работы?

- В первую очередь, расширена информация о семье Коровкиных. У Ивана Семёновича не осталось потомков, но жива его двоюродная сестра Савина Екатерина Ивановна, которая в 89 лет знает более 10 народных песен, представленных в сборнике. В Новоархангельской школе работает учителем и библиотекарем внучатая племянница Ольга Александровна Зайцева.

Кроме того, уточнены несколько дат, касающихся трудовой деятельности Ивана Семёновича, найдены ранее не известные фотографии.

- Иван Семёнович был учителем русского языка и литературы, преподавал историю. В с. Большемогильном, где жил с 1955 по 1974 годы, работал библиотекарем в сельской библиотеке. И всегда занимался собирательством — собирал книги для читателей, экспонаты для будущего музея, записывал сказки, песни, частушки…

- По образованию Иван Семёнович был учителем. В 1937-1938 годах окончил Омское педагогическое училище и преподавал в школах с. Меркутлы Тюкалинского района, затем в сёлах Любино-Малороссы, Новоархангелке, Большемогильном Любинского района. Окончил филологический факультет Омского педагогического института. В сборнике есть воспоминания учеников о том, что учитель Коровкин знал много интересного, того, чего не было в учебниках, и умел просто и понятно объяснить учебный материал так, что готовить уроки дома не было необходимости.

Параллельно с педагогической деятельностью занимался изучением и собиранием устного народного творчества в деревнях и сёлах Любинского, Тюкалинского, Крутинского, Саргатского и Омского районов. Его часто можно было видеть с большим старым портфелем, в котором умещалось несколько тетрадей с записями. Благодаря ему стали известны народные сказители Н.А. Балагуров, К.С. Лукьянчиков, А.К. Лукина, Я.А. Остриков, Т.И. Софронова, А.В. Маслова, И.И. Земцов и другие. Коровкиным было записано около 400 обрядовых и лирических народных песен, а также сказки, частушки, прибаутки, пословицы и поговорки. Итогом собирательской и краеведческой деятельности И.С. Коровкина стало издание сборников, о которых я уже упоминал.

Собирание фольклора для Коровкина было неотделимо от краеведения, и, бывая в разных населённых пунктах, он изучал историю тех мест. В 1964 году в школе с. Большемогильное был открыт литературно-краеведческий музей. Об этом писала газета «Комсомольская правда», а на омском телевидении был снят сюжет.

- Какие фольклорные произведения опубликованы впервые?

- К числу впервые опубликованных относятся девять сказок, записанные И.С. Коровкиным в деревнях Любинского района, а также более 50 песен, пословиц, загадок, прибауток, нескладух. При создании сборника мы ставили задачу адресно «привязать» фольклорные произведения к исполнителям, к населённому пункту, в котором они проживали. Думаю, это удалось сделать.

- Но ведь И.С. Коровкин не только записывал устное народное творчество. Благодаря ему в Новоархангелке и Большемогильном были созданы народные хоры.

- Действительно, в двух сёлах района Коровкин создал народные хоры, в состав которых входили местные жители — любители народной песни. Не раз они выезжали в деревни и сёла Любинского района с выступлениями. Надо отметить, что выступали они с теми песнями, которые Коровкин записывал от старожилов.

Возможно, та творческая среда, в которой воспитывался Иван Семёнович и которая его окружала, способствовала этому. Его отец Семён Тимофеевич Коровкин знал и исполнял старинные песни. Брат бабушки по отцу Тимофей Семёнович Толстокулаков был любителем народной песни и считался одним из лучших исполнителей в округе. Кроме того, дало свои результаты тесное сотрудничество Коровкина с Николаем Фёдоровичем Черноковым, уроженцем д. Замиралово, который так же являлся собирателем народного творчества, консультантом Омского русского народного хора по фольклору.

- Коровкин был общительным человеком и с удовольствием делился найденными фольклорными «изюминками» с писателями, фольклористами. Расскажите об этом.

- Собранный фольклорный материал И.С. Коровкин записывал и в виде небольших книжек отсылал тем писателям, поэтам, фольклористам, кому было интересно народное творчество. Например, поэт Михаил Исаковский благодарил его за книгу «собранных сказок… Книга производит очень хорошее впечатление». Писатель Владимир Лидин писал Коровкину: «Спасибо, уважаемый Иван Семёнович, за книжечку собранных Вами частушек. Я всегда радуюсь, когда вижу результаты такого труда. Такие собиратели, как Симаков или Вы, делаете хорошее важное дело, и это никогда не остаётся без следа».

Иван Семёнович вёл переписку с поэтами Александром Прокофьевым, Виктором Боковым, вдовой А.П. Чехова Ольгой Книппер-Чеховой и многими другими. Их письма хранились в литературно-краеведческом музее в Большемогильской школе.

- Коровкина интересовали не только фольклорные произведения, но и сказители, исполнители песен. О некоторых он писал заметки и статьи, опубликованные в районной газете «На ленинском посту» и «Маяк».

- В сборнике названы имена сказителей и песенниц, ставших героями публикаций Коровкина в районной газете. К примеру, сказочники Анна Кузьминична Лукина из Весёлой Поляны, Николай Андреевич Балагуров из Большемогильного, песенницы Арина Васильевна Маслова из Пестровки, сёстры Матрёна, Домна, Мария Дьяковы из Большемогильного.

- Планируется ли в дальнейшем изучение творческого наследия И.С. Коровкина?

- Издание сборника «Многогранное наследие Ивана Коровкина» стало как бы вторым открытием фольклорного творчества, собранного И.С. Коровкиным, и его самого как человека, увлечённого, знающего. Вместе с тем, мы ставили и другую задачу — открыть собирателя для молодых поколений, познакомить с ним как с частью истории и культуры родного края. Думаю, что цели мы достигли. И, конечно, работа продолжится, ведь о Коровкине известно ещё далеко не всё.

- Спасибо за беседу.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

198