Меню
16+

Сетевое издание "mayak-gazeta.ru"

25.04.2019 11:20 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 25.04.2019 г.

Проходят дни от даты катастрофы…

Автор: Оксана Сподаренко.

Авария на Чернобыльской АЭС произошла в апреле 1986 года, но ликвидация последствий продолжалась ещё в течение нескольких лет.

В 1988 году на работу в 30-километровую зону был направлен Николай Сергеевич Балуев.

В 1988 году Николай Сергеевич вместе с семьёй проживал в небольшом шахтёрском городке Инта Коми АССР (сейчас — Республика Коми).

- В Советском Союзе все военнообязанные в возрасте до 45 лет после службы в армии проходили переподготовку — военные сборы. В 1988-ом мне было 39 лет, и я попадал в их число. На сборы — а куда? Неизвестно. Перед нами набирали водителей в Афган. В апреле прошёл медицинскую комиссию, собрал вещмешок с продуктами на трое суток и отправился на пересыльный пункт в г. Княж-Погост. Там нас переодели, переобули, и в конце апреля на грузовом самолёте ИЛ-76 перебросили в г. Златоуст, — рассказывает Николай Сергеевич. — Оттуда в Гомель, а потом в Брагинский район, д. Савичи.

Военная специальность Н.С. Балуева — командир пожарного отделения: в 1969 году он окончил пожарное училище. Она-то и пригодилась, когда для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС понадобились огромные человеческие ресурсы. В Чернобыль приезжали каменщики, водители, пожарные, медицинские работники…

Много лет после армии Николай Сергеевич трудился в домоуправлении слесарем-сантехником, но практические навыки тушения пожаров не утратил. Подразделению, в котором он находился, поставили задачу — тушить пожары в лесах и домах в 30-километровой зоне от атомной станции.

- С конца апреля до середины мая мы тушили горевшие леса. Леса хвойные — верховой пожар как пойдёт… Потом начали другими делами заниматься: кого-то послали в Брагинский район убирать радиоактивный мусор, мыть технику, подметать. Я попал в пожарный расчёт, выезжал на тушение пожаров в домах. Это была обычная работа: выехали на пожарном автомобиле, потушили пожар, вернулись в расположение части. Работали с утра до вечера, — вспоминает то время «ликвидатор». — Какой может быть страх?! Мужики все за 30 лет и старше, с жизненным опытом. Удручало одно: чёрные выжженные радиацией и огнём леса. И ещё тишина — нет людей в населённых пунктах, не слышно лая собак и даже пения птиц. Когда едешь по зоне, в посёлок заезжаешь — одни трубы стоят, дома в большинстве завалены, а некоторые уцелели. Отчего так? Нам никто не докладывал. А что радиация есть, об этом мы знали.

Даже спустя два года в работах по ликвидации последствий аварии были задействованы тысячи граждан со всего Союза. Были здесь с Урала, Ростова, из Сибири… Неожиданной для Николая Сергеевича стала встреча с двумя однокашниками по пожарному училищу, с которыми не виделся более 20 лет. Даже служить довелось в одном взводе.

Быт «ликвидаторов» был устроен просто: ели в столовой, спали в палатках, которые с наступлением холодов отап-ливались. Иногда в нерабочее время выезжали в п. Речицу. Моральный дух поддерживали песнями под аккомпанемент гитары, привезённой одним из прибывших.

В зоне Чернобыля Н.С. Балуев пробыл полгода. Вернулся в родной город, к жене Любови Алексеевне и двум дочерям. Там же, в Инте, получил удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Позже, выйдя на пенсию, в 2003 году с женой решили переехать в Омскую область — климат помягче, где обосновались и живут уже много лет.

О работе в зоне Чернобыля Николай Сергеевич вспоминает редко. В семейном альбоме хранится несколько фотографий, где он и сослуживцы ещё молоды и полны сил выполнить поставленную Родиной задачу…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

9