Меню
16+

Сетевое издание "mayak-gazeta.ru"

08.05.2019 09:29 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 08.05.2019 г.

Вместо фронта - в трудармию

Автор: Оксана Сподаренко.

Жительница с. Любино-Малороссы Валентина Борисовна Стасевич рассказала о судьбе своего отца Б.А. Дитте — участника Великой Отечественной войны, мобилизованного в трудовую армию.

М оего папу Богдана Андреевича Дитте в Красную Армию призвали в августе 1939 г. из Саратовской области, входившей в состав Автономной ССР немцев Поволжья. С начала Великой Отечественной войны он воевал в 560-м артиллерийском полку. В августе 1941 г. был тяжело ранен и отправлен в госпиталь. После излечения хотел снова вернуться на фронт, но началась депортация немцев.

Отца отправили в трудармию в г. Краснотуринск Свердловской области. Здесь он работал на драге (землечерпательной машине для промывки грунта) по добыче золота, строил мосты, тротуары, выполнял другую тяжелую физическую работу.

Там, в трудармии, встретил свою будущую жену М.В. Осипову. Узнав, что комсомолка Осипова встречается с немцем Дитте, руководство шахты организовало комсомольское собрание.

Вот какой разговор состоялся на собрании:

- На повестке дня — поведение комсомолки Осиповой Марии, рабочей шахты №3.

- В наше время, когда само слово «немец» вызывает ужас, Мария встречается с сосланным немцем. У нее же погиб отец на фронте! Гнать и обходить стороной надо их!

- О каких отношениях здесь можно говорить?!

Голоса из зала:

- Это недостойно комсомольского билета!

- Гнать за пособничество врагов народа!

- Или комсомольский билет, или немец!

- Пусть она сама скажет!

Слово берет Мария Осипова. Веселая, задорная певунья, гордо подняв голову, положив на стол комсомольский билет, тихо сказала:

- Да за этого немца можно не один билет отдать!

В 1949 году Мария и Богдан поженились, но брак регистрировать боялись. В 1955 году переехали на постоянное место жительства на станцию Любинскую, и до 1956 года отмечались в комендатуре. Выезжать за пределы было запрещено.

В День Победы папа всегда горько плакал, но о чем он думал, что вспоминал, никто не знает.

Однажды в 1982 году в дом Богдана Андреевича зашли мужчина и женщина. На вопрос женщины: «Вы его узнаёте?», папа ответил: «Нет, не узнаю». Действительно, трудно было узнать в этом постаревшем за 45 лет разлуки друга детства. Тем гостем был Александр Мик, с которым Богдан вместе рос, а потом оба были призваны в армию в Саратовской области.

Мужчины обнялись, по их щекам бежали слезы радости. Они долго беседовали: каждому было о чём рассказать, что вспомнить.

С 1956 года Б.А. Дитте работал в КБО им. Кирова на Почтовой улице, а потом перешел в райпромкомбинат, где трудился в цехе массового пошива до самой пенсии. У всех вызывало удивление, что папа, работавший на производстве, самостоятельно овладел профессией мастера по пошиву головных уборов.

С Марией Осиповой они прожили почти четверть века, вырастив и воспитав сына и двух дочерей.

Папу отличала необыкновенная любовь к нам, детям, что выражалось в большой заботе о нас. Он, не стесняясь, сам пришивал нам воротнички и завязывал галстуки. В трудные времена мы носили теплые меховые шапки, сшитые его руками. Если папа ненадолго уезжал из дома, то всегда возвращался с подарками.

Слабо владея грамотой, Богдан Андреевич старался вложить всё в своих детей: почтальоны постоянно приносили нам домой журналы «Пионер», «Костер», «Советский экран», «Огонек», «Роман-газета». Папа и сам постоянно читал газету «Нойес Лебен» на немецком языке. Он был самым частым гостем в книжном магазине: покупал новинки, которые советовал директор магазина Нейман.

У достоверение ветерана Великой Отечественной войны Б.А. Дитте получил спустя много лет после войны — в 1982 году. Вспоминать о войне ему было очень тяжело, да и не рассказывал он об этом. Все, кто знал Богдана Андреевича, сохранили о нем добрую светлую память.

Справка:

В августе 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Ответственность за развязанную Гитлером войну тяжким бременем легла на советских немцев, на которых навесили ярлык предателей. Начались массовые репрессии в Поволжье, на Кавказе, юге Украины, в Ленинградской области и Крыму. Немецкие семьи вывозили на поселение в Среднюю Азию, Казахстан, Западную Сибирь. Положение трудармейцев мало чем отличалось от положения заключенных.

В трудармию из Любинского района было мобилизовано более 1000 немцев из сёл и деревень Казанского, Замелетёновского, Новокиевского, Протопоповского и других сельских советов. Они заготавливали лес, строили дороги, мосты, новые предприятия. Многие любинцы работали на Алтае и на заводах уральского города Краснотуринска.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

36