Меню
16+

Сетевое издание "mayak-gazeta.ru"

08.05.2019 09:31 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 08.05.2019 г.

История Любинского аэродрома - в музейных экспонатах

Автор: Оксана Сподаренко.

Работник музея Лидия Камакина демонстрирует бачок для горючего и обтекатель воздуха с самолёта АНТ-40 времён Великой Отечественной войны, которые хранятся в зале Боевой славы.

В экспозиции районного музея, посвящённой Великой Отечественной войне, есть два экспоната с аэродрома, действовавшего в годы войны на территории р.п. Любинского. Это обтекатель воздуха и бачок для горючего со скоростного бомбардировщика АНТ-40 (СБ) — самолёта времён Великой Отечественной.

Как эти экспонаты оказались в музее? Методист-хранитель фондов районного музея Лидия Камакина рассказала, что в 1993 году ученики Любинской средней школы №2 нашли и принесли их в общественный музей, которым в то время руководил В.Д. Рычков. Как звали ребят, где они нашли части от самолёта — такой информации, к сожалению, нет.

Полк — учебный

717-й учебный авиационный полк, который готовил из курсантов лётчиков бомбардировочной авиации, базировался в р.п. Любинский в 1942-1956 гг. Полк был частью эвакуированной Днепропетровской школы военных лётчиков. На полевом летнем аэродроме базировались эскадрильи самолётов Р-5, СБ, Пе-2, Ту-2, общим числом до 50 машин. Второй полевой аэродром был за деревней Барсуковкой.

В восточной окраине посёлка Любинского был создан целый авиационный городок. На территории современного жилищно-коммунального хозяйства располагались штаб, бараки, столовая, клуб. Восточнее, в районе улиц Мира, Энергетиков, Строителей, Школьной, были склад с горюче-смазочными материалами, электростанция и стадион. В летнее время здесь ставились палатки для курсантов. В северной части находилось лётное поле общей площадью более 300 га.

С Любинского аэродрома началась дорога в небо Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя Ивана Ведерникова: тут он пробыл около двух лет и совершил свои первые учебные полёты. В дневнике, который он вёл в течение всей войны, сохранились воспоминания, связанные с Омской областью: «25 января 1943 года. Живу с 28.12.42 г. в Любинском гарнизоне. Жизненные условия здесь немножко лучше. Землянка оборудована хорошо. Выстланы полы, спим на кроватях. В столовой, нами же выстроенной, тоже холодно. В наряд ходим через 3 дня на 4-й. В октябре 1942 года нам выпало счастье полетать на самолёте. Я сделал 2 полёта строго по маршруту и 7 — по кругу. Три из которых — самостоятельных».

«25 августа 1943 года. Живу по-прежнему в этом же гарнизоне в Любино. Со дня на день ожидаем горючего, чтобы начать полёты. Сегодня из нашей эскадрильи уехали люди последнего отделения бывшего первого отряда. Теперь наша очередь. Эх, скорей бы…»

Место службы — аэродром

На фотографиях Любинского аэродрома, которые в 2010 году передал в музей житель райцентра Т.И. Ибрагимов — самолёт СБ, которому, возможно, «принадлежат» найденные школьниками предметы. Тальгат Иксанович служил на аэродроме техником-механиком и оставил воспоминания о том времени: «В 17 лет, в 1944 году, меня призвали в армию. В городе Новосибирске получил военную специальность авиационного механика. На войне готовил бомбардировщики к полётам. В 1946 году воинскую часть расформировали, и меня с товарищами направили в Омское училище лётчиков. Служил механиком в 717-м учебном авиационном полку, который базировался в Любино.

Очень сложно было готовить самолёты зимой. Требовались большие усилия, чтобы расчистить аэродром и утоптать снег. Вручную это делали курсанты, которые менялись каждые полгода.

Слышал от сослуживцев, что несколько курсантов сложили головы на любинской земле. «Пешки», на которых учились будущие лётчики, весили по семь тонн, но сгорали за три минуты. Опознать пилотов подчас было невозможно.

В итоге я прослужил 12 лет в звании сержанта, до 1956 года. Награждён медалью «За боевые заслуги». После службы жил и работал в р.п. Любинский».

Благодаря Т.И. Ибрагимову, ушедшему из жизни в 2016 г., была восстановлена информация о 717-м учебном авиационном полку. Он помог найти могилы погибших курсантов. Директор историко-краеведческого музея В.П. Букреев в 2009 году организовал сбор средств на памятник погибшим курсантам-участникам Великой Отечественной войны, который был установлен на старом кладбище райцентра.

Любинский аэродром — часть истории нашего района, часть истории Великой Отечественной войны, о которой рассказывают экспонаты.

Справка:

АНТ-40 (СБ) — скоростной фронтовой бомбардировщик. Самый массовый серийный самолёт разработки КБ А.Н. Туполева. Первый полёт совершил 7 октября 1934 года под управлением лётчика-испытателя К.К. Попова. Первый серийный самолёт СБ был выпущен весной 1936 года. Всего было выпущено 6656 самолётов различных модификаций.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

98