Меню
16+

Сетевое издание "mayak-gazeta.ru"

26.11.2020 12:09 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от 27.11.2020 г.

К Дню героев Отечества

Редакция «Маяка» продолжает публиковать материалы о земляках, которые в разное время воевали на фронтах Великой Отечественной и в «горячих точках», отстаивали свободу и независимость страны. Для них героизм, честь и воинский долг — это не пустые слова, а образ жизни, который является примером служения Отечеству.

Орден Мужества Юрия Моргачёва

До призыва в армию жизнь Юрия Моргачёва проходила как у обычного парня. Родился в 1976 году в р.п. Любинском, окончил 9 классов Любинской СОШ №2, в СПТУ-13 получил профессию электрика-водителя.

Осенью 1994 года юношу призвали на службу. В Омском 242-м учебном центре ВДВ получил специальность механика-водителя БМД. Весной 1995 г. в г. Ульяновске прошел трёхнедельную подготовку, и часть отправили на Северный Кавказ. Почти год Юрий служил заместителем командира взвода обеспечения в звании сержанта. В полевых условиях, на марше, с его помощью несколько бронемашин были возвращены в строй.

Однажды в Ханкале от жаркого солнца загорелся склад боеприпасов, который находился в земляном рву. Офицер-зампотех вместе с сержантом Моргачёвым завели БМД и начали крутиться на месте возгорания, обрушивая землю на горящие ящики со снарядами, чтобы сбить пламя. Пять минут продолжался «танец» бронемашин, готовый прерваться в любую секунду, и тогда от смельчаков ничего бы не осталось. Обошлось. Командование представило находчивых отважных воинов к боевым медалям… Но награды затерялись в штабах.

30 марта 1996 года батальон 104-й десантной дивизии выдвинулся на помощь 245-му мотострелковому полку. У чеченского села Шали колонна, проходя ущелье, попала в засаду боевиков. Отряд арабов и чеченцев численностью до 300 человек, вооруженный пулеметами, гранатометами и снайперскими винтовками, отсек хвост колонны. По 41 десантнику на шести БМД и двух «Уралах» внезапно открыли огонь. Преимущество было на стороне боевиков: внезапность, численность и удобная позиция. Сразу было подбито несколько машин, перекрестная стрельба выкашивала людей, появились убитые и раненые. Но десантники не растерялись, сумели рассредоточиться и занять боевые позиции. Отбили первые атаки.

Через час на подмогу подошли усиленный взвод разведки и минометный взвод. Разгорелся ожесточенный бой, который шел 10 часов. Противник вел настолько плотный и прицельный огонь, что десантники несли большие потери — 31 воин погиб, 58 были ранены. Юрий с тремя товарищами сумели защитить огнем и вывести шестерых молодых десантников в укрытие, и продолжить бой. К утру закончились боеприпасы. Только на рассвете боевики ушли, услышав шум боевых вертолетов, спешивших нашим на помощь.

В этом бою Юрий получил четыре ранения. Вертолетом МИ-8 его доставили в госпиталь, где четыре месяца проходил лечение. За храбрость и мужество, проявленные в этом неравном бою, командование наградило его орденом. Уже в Любинском РВК военный комиссар, подполковник А.К. Ракимжанов весной 1997 года вручил Юрию Моргачёву орден Мужества.

«Пулемёт на войне - грозное оружие пехоты...»

Иван Григорьевич Новиков родился в 1925 году. Гвардии старший сержант, пулемётчик 250-го гвардейского стрелкового полка 82-й гвардейской стрелковой дивизии 3-го Белорусского фронта награжден двумя медалями «За отвагу», орденом Красной Звезды.

После войны И.Г. Новиков жил в р.п. Любинском, работал начальником железнодорожной станции Любинская.

Рассказ пулемётчика

«Пулемёт на войне — грозное оружие пехоты и головная боль для немцев. «Максим» — машина сильная, дальнобойная (бьет на два километра), но громоздкая. Расчёт состоял из трёх-четырёх человек, вес пулемёта — 64 килограмма, коробка с патронными лентами — 10 килограммов, а их надо было три-четыре, фляги с водой — каждая по 10 литров.

Когда «Максим» огонь открывал при атаке немцев, то они несли существенные потери. Фрицы всегда старались уничтожить расчёт. При большом количестве миномётов это им часто удавалось. Особенно, если расчет не успевал перетащить четырёхпудовый «Максим» на запасную позицию. Другой опасностью были немецкие снайперы. Поэтому в пулемётчики особо не напрашивались, хотя наградами нас не обходили, если месяц-два повоюешь, будешь с медалью или орденом. Старшина, в первую очередь, снабжал всем необходимым.

В короткое время у меня на глазах разбили два «Максима». Один раз мина в пулемётное гнездо влетела. Первый и второй номера искромсало до неузнаваемости. Второй раз — из автоматической «собаки», была у немцев такая пушка, калибра 37 миллиметров. Она стреляла, как лаяла. Сволочная вещь, скорострельная. В пулемёт три снаряда угодили. Одного пулемётчика наповал, а второго всего осколками продырявило».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

22