Меню
16+

Сетевое издание "mayak-gazeta.ru"

18.11.2022 08:46 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Мы родом из начальной школы…»

Больше-Могильская 8-летняя школа.

В 2022 году исполняется 127 лет школе в д. Больше-Могильное. Об истории школы, родного села, педагогах рассказывает ветеран педагогического труда Валентина Михайловна Пахотина.

Ученики 2 класса, 30 октября 1946 г.

- Моя деревня Больше-Могильное. Тут был мой родной дом, у самой дороги, напротив магазина. Давно уж нет дома, и улицы нашей нет, где жила многочисленная семья моих дедушки Миши и бабушки Анны.

В 1804 году в списке населённых мест Тобольской губернии появилась деревня Крюково (Крюковка), окружённая четырьмя озёрами. Первыми поселенцами были Тихон Серебренников с сыновьями. Так и пошли от рода к роду Серебренниковы — Тихоны, Михаилы, Алексеи, Устины, Степаны. На местном погосте покоятся два родных брата — Иван и Алексей Степановичи Серебренниковы, участники Великой Отечественной войны. Их сыновья Владимир Иванович и Пётр Алексеевич вернулись в родовое гнездо.

Село росло, прибывали новые поселенцы. В 1885 году на средства прихожан была построена церковь Покрова пресвятой Богородицы. Рядом с ней расположилась базарная площадь с горками, качелями, торговыми рядами, справа — два дома священника. Настоятелем церкви был отец Герасим, а церковным старостой — грамотный крестьянин Иван Васильевич Ищенко. Последний был арестован в 1937 году, расстрелян, а в 1989 году реабилитирован.

В сторожке при церкви дьячок учил грамоте детей зажиточных родителей.

До открытия постоянных школ по инициативе крестьян создавались начальные школы, содержались они на средства крестьян. Учили детей в частных избах. Учителем мог быть элементарно грамотный человек. Был такой и в Крюково, из числа политических ссыльных. Теперь уже никто не помнит ни его имени, ни фамилии. Такое образование получили Серебренниковы, Лука и Матвей Чебаковы, Михаил Ильич Малетин, Кулишкины и другие.

В 1895 году была открыта первая церковно-приходская школа в одном из домов отца Герасима. В газете «Степной край» сообщалось: «Учительница деревни Крюково Елизавета Фёдоровна Нестерова на свои средства устроила класс рукоделия и безвозмездно приняла на себя роль библиотекаря».

В заботах и повседневных делах жило село. Крюковцы пережили революцию, Гражданскую войну, коллективизацию. Изменения и события, происходившие в стране, понятные, а порой и не понятные, коснулись и крестьян Больше-Могильного. Однако тяга к знаниям оставалась неизменной. Многие крестьяне понимали, что изменения требуют грамотных людей, а значит нужно учиться самим и учить детей. Требовалось помещение для занятий в школе колхозной молодёжи (ШКМ). Школа была открыта. Появились и учителя: учитель географии Мартын Петрович Кель, биолог Александр Херуменко, литератор А.К. Остафьев, директор школы Григорий Иванович Ребене — выпускник исторического факультета Московского историко-философского института, в 1939 году награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Из стен ШКМ вышло немало грамотных людей: Георгий Иванович Кулишкин — защитник Малой земли, учитель Капустинской 8-летней школы, Чупина Анна Феофановнав — учительница Мало-Могильской начальной школы, Паненко Евдокия Дмитриевна — Заслуженный учитель СССР, Иван Герасимович Проскуряков — участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, В.М. Дубровин — участник войны, награждён орденом Ленина, М.Я. Медянкин — участник войны, награждён орденом Ленина, Дьякова Евгения Егоровна — выпускница Больше-Могильской школы, санинструктор, погибла в 1942 году под Сталинградом.

В поповском доме стало тесно, и в 1937-1938 гг. построили деревянное здание, которое стояло до 1960 года.

Дети войны… Мы подростками были,

Проводили отцов на защиту страны,

Вспомнить страшно теперь, как ужасно мы жили,

Как мы голодно жили, дети грозной войны.

В школе не было книг и тетрадь — из газет,

А чернила — из сажи, вместо мыла — зола.

В домотканые вещи все были одеты,

Не свеча, так лучина в каждом доме была.

Конец войны. В школу стали возвращаться учителя-фронтовики: Александр Михайлович Войтов — лейтенант, командир роты, награждён орденом Славы III степени, учитель литературы и директор Больше-Могильской школы в конце 1940-х — начале 1950-х гг.

Александр Степанович Ермолов — гвардии капитан, помощник начальника штаба, в 1943 году удостоен медали «За отвагу». Преподаватель физкультуры в 1945-1960 гг. Больше-Могильской средней школы, 1960-1974 гг. — директор Боголюбовской и Казанской школ. Отличник просвещения РСФСР.

Алексей Иванович Бобыкин — участник войны, награждён медалью «За победу над Германией». Преподавал труд, рисование.

Николай Степанович Серебренников награждён медалями «За Победу над Германией», «За Победу над Японией». Работал учителем истории в Больше-Могильской школе, директором Большаковской школы.

Георгий Иванович Кулишкин — выпускник Больше-Могильской школы, призван в армию в 1940 г., участник боёв на Малой земле, награждён орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красного Знамени. Георгий Иванович работал в Больше-Могильской школе, преподавал литературу и историю, писал стихи и поэмы, воспитывая в детях любовь к Родине. Переведён в Капустинскую 8-летнюю школу.

Учитель немецкого языка Василий Петрович Гейс, математик Маргарита Александровна Горицкая, математик Василий Данилович Самборский и его жена Любовь Прокопьевна — учитель биологии.

Учителя в те годы пользовались авторитетом среди населения, участвовали в общественной жизни колхоза, были агитаторами, лекторами, участниками художественной самодеятельности, избирались депутатами. Так, А.М. Войтов очень хорошо пел, организовал школьный хор, в котором участвовали дети и учителя. Солистками были ученики Галина и Ирина Васнёвы, Валя Барышникова, Валя Кулишкина, Василий Сафонов, старшая вожатая Н.В. Зайцева, завхоз А.З. Толстиков, баянист В. Водолазский. Хор выступал в сельских клубах с. Лыжино, Пестровки, Тавричанки, Быструхи, Степановки, Боголюбовки, Мало-Могильного, Больше-Могильного, участвовал в областном смотре художественной самодеятельности. Заняли первое место, а Вася Сафонов стал призёром-солистом.

На традиционном августовском совещании учителей речь шла о том, что перед учителями стоит главная задача — привлечь всех детей в школу. Ученики всегда принимали участие в трудовых делах школы и колхоза, средние классы — на учебно-опытном участке. При школе был заложен сад, где росли яблони, малина, смородина, ирга, были грядки с овощными культурами. Опытным хозяйством руководила Юля Фёдоровна Помешкина. Хозяйством руководили директор А.М. Войтов, завхоз М.З. Толстиков, учитель труда А.И. Бобыкин. Дрова заготовлены — весь коллектив выезжал на заготовку во Владимирскую дачу, перевезены, расколоты, сложены в поленницы, сено для лошадей привезено — всё приготовлено к зиме. В школе было печное отопление.

Старшие ребята оказывали помощь в прополке посевов, уборке урожая. Вместе с детьми работали учителя А.С. Ермолов, В.П. Гейс, А.И. Бобыкин, В.Е. Торопова, З.И. Кашанская.

В Больше-Могильскую школу я приехала 25 августа 1955 года. Коллектив учителей — 21 человек. Среди них были уже опытные — Е.Д. Паненко, А.А. Афонькина, Ю.Ф. Помешкина, А.И. Бобыкин, А.М. Войтов, А.С. и Н.В. Ермоловы, П.Н. и Д.И. Наумовы, З.И. Кашанская. Было много молодёжи — выпускница Пермского учительского института, учитель физики В.Е. Торопова, математик М.И. Савенко, литератор Н.А. Газова, химик З.М. Комова. Так началась моя педагогическая работа. Опыта не было, но мне помогали учителя и директор. Ученица я была старательная, понемногу училась у всех. Этот коллектив помог мне пройти путь от учителя начальных классов до завуча, директора, стать Отличником народного просвещения, Отличником просвещения СССР.

С 1960-х годов начались перемены: среднюю школу преобразовали в 8-летнюю, затем в 9-летнюю. Многие учителя были переведены во вновь открывшуюся Большаковскую среднюю школу. А.М. Войтов переведён в Любинскую среднюю школу №1, директором Больше-Могильской 8-летней школы назначена В.В. Либерман. В коллектив влились физик С.Д. Харченко, выпускница Московского пединститута, математик Н.П. Маричева (Динер), выпускница Брянского пединститута, биолог А.М. Серебренникова, математик А.Е. Никитина, учитель немецкого языка А.К. Носач, математик В.Г. Докашенко (Ковалёва), географ Г.Ф. Ищенко, старшая вожатая Н.И. Устинова и Д.П. Серебренникова, языковед И.С. Коровкин, химик Н.И. Макарова (Курсевич), библиотекарь А.П. Зотова.

В школе до 1960 года было 320 учащихся. В ней учились дети из Боголюбовки, Большаковского, Астрахановки, Андреевки, Мало-Могильного, Большеокунёвки, Субботинки, Пестровки, Тавричанки, Быструхи, Степановки, Сухое, Лыжина. В классах было по 40-41 ученику. Приезжие дети 5-7 классов жили в интернате, старшеклассники жили по квартирам. В субботу после занятий дети средних классов уезжали зимой на лошадях на санях, а старшие — зимой и осенью шли пешком.

В воскресенье председатель колхоза выделял транспорт привезти продукты детям на неделю в Больше-Могильное. Учителя всё время были с детьми: работали предметные кружки, проводились школьные вечера, отмечались все знаменательные даты, посещали с концертами на рабочих местах своих родителей, устраивались различные соревнования, сдача норм ГТО («Готов к труду и обороне!») и БГТО («Будь готов к труду и обороне!»). Спортзала в школе не было. Учитель физкультуры А.С. Еромолов занимался с детьми в коридоре. Эти занятия не мешали учителям проводить уроки в классах. В 1957 году все учащиеся 9-10 классов сдали нормы ГТО, а учащиеся 7 классов — БГТО.

В 1961 году школа была преобразована в 8-летнюю, затем в 9-летнюю. Директором был назначен Г.И. Горланов. Ему вместе с коллективом педагогов, работников школы, родителей, учащихся, строителей пришлось построить новую школу.

Почти все учителя с высшим образованием были переведены в Большаковскую и другие средние школы района. В коллектив влились учителя со средним педагогическим образованием и после окончания 10 классов. Валентина Борисовна Осипова (Стасевич), Людмила Александровна Нарядчикова, Вера Ивановна Кирдяшкина... Девушки полюбили школу, детей. Не жалели ни сил, ни времени для занятий на уроках и после уроков. После закрытия Больше-Могильской школы в 2006 году они стали отличными педагогами, известными в нашем районе. И.С. Коровкин проработал в школе много лет, вместе с коллективом коллег, учеников создал в школе музей, о котором знают не только в Омской области, но и за её пределами.

Память хранит многое из того, с чем я сталкивалась в жизни. А жизнь, хотя и была нелёгкой, но интересной. Сколько себя помню, мне встречались добрые люди. И воспоминания добрые — об учителях, учениках, жителях нашего села, которых я любила, люблю и буду любить.

Выпускники Больше-Могильской школы, 1952 г.

Педагогический коллектив Больше-Могильской школы, 1956 г.

Больше-Могильская школа, 1967 г. Вторая слева в первом ряду — В.М. Пахотина.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

224