Меню
16+

Сетевое издание "mayak-gazeta.ru"

07.04.2016 11:37 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 07.04.2016 г.

Его мечта - высота

Автор: Ирина Малмыго.

Иерей Валерий, 2016 г.

Профессия лётчика окутана ореолом смелости и отваги. Без мечты о покорении небесных просторов, без жажды полёта человек не может им стать. И тем удивительнее, когда представитель этой героической профессии радикально меняет свою судьбу, приходит к вере в Бога, отказывается от мирской жизни и становится священнослужителем. Таков путь Валерия Закамского, в прошлом штурмана и лётчика, а ныне настоятеля храма в д. Авлы.    

ПИЛОТ — ЭТО СОСТОЯНИЕ ДУШИ
Если бы 30-35 лет назад Валерию Викторовичу Закамскому сказали, что он станет священником — ни за что не поверил бы. Ведь у него любимая работа, он — профессионал своего дела, за плечами которого порядка двух тысяч часов полётов. Тогда был уверен, что нашёл своё предназначение, достиг цели. «Пилот — это не просто работа, это состояние души. В то время я получал удовлетворение, которого искал», — рассказывает иерей* Валерий.
Наш герой родился в Омске в 1955 году в обычной семье, учился в школе. В общем, всё было, как у большинства сверстников, даже желание стать военным. Но после школы поступил в Политехнический институт по настоянию родителей. После года обучения понял — ему совсем не интересна будущая профессия. «В чём тогда смысл жизни, если мне придётся заниматься нелюбимым делом?» — задавался вопросом молодой человек. И решил попробовать себя в другой сфере.
Забрав документы из института, поехал в Челябинское авиационное военное училище. Успешно сдал вступительные экзамены. Спустя четыре года, получив специальность штурмана-инженера на бомбардировщике фронтовой авиации СУ-24, отправился на службу в Забайкальский военный округ. В составе экипажа совершал перелёты на дальние расстояния в пределах страны и за рубежом. И вроде бы вот она — высота, небо, самолёт… Но только чего-то не хватает, не радуется душа.
В поисках ответа Валерий пришёл в аэроклуб. Совмещая службу и обучение, получил профессию пилота на самолёте ЯК-12. Самое трудное для лётчика — это пилотирование по приборам и посадка, особенно в ночное время. Вспоминает, как во время учебных полётов шторкой закрывалось стекло машины, которую удержать в воздухе с отключённым автопилотом было неимоверно трудно.
Тем не менее, работа нашему герою очень нравилась. Главное — он сам управлял воздушным судном! Затем с разрешения главнокомандующего перевёлся на должность командира вертолёта МИ-24 в составе этой же эскадрильи. Валерий будто прирос к боевой машине душой, которая за шесть лет ни разу не подвела своего командира и стала его самым верным и надёжным товарищем.
- Я служил в особой эскадрилье верховного командного состава. Это были вертолеты специального назначения. Учитывая международную обстановку того времени, в ходе подготовки к боевым действиям использовались особенности и возможности этого типа вертолета. Мы выполняли различные боевые задачи, — вспоминает Валерий Викторович.
Супруга с сыном верно ждали его возвращения домой. Жизнь текла своим чередом. Со временем у лётчика начались проблемы со здоровьем. Но расставаться с авиацией даже не помышлял. Продолжил службу в должности руководителя полётов.

А ИНАЧЕ ЗАЧЕМ НА ЗЕМЛЕ ЭТОЙ ВЕЧНОЙ ЖИВУ?..
Лучшая в мире и непобедимая на протяжении многих десятилетий армия Союза Советских Социалистических Республик на рубеже 80-90 годов прошлого столетия получила мощный удар от своего же государства — началось сокращение, волна за волной. Тысячи офицеров всех родов войск в одночасье оказались никому не нужны. Ломался образ жизни, ломались судьбы офицеров и их семей, преданно служивших Родине.
В 1989 году в первую волну «горбачёвского» сокращения попал и Закамский. Ему предложили либо увольнение, либо перевод на Украину, тогда братскую республику. Валерий выбрал увольнение, с семьёй вернулся в Омск. И ещё перед молодым, по сути, человеком, встал тот же главный вопрос — в чём смысл жизни? Он по-прежнему оставался открытым.
- Да, у меня была интересная работа, но я понимал, что всё, по греховности, заканчивается смертью. Даже во время службы в армии постоянно размышлял, в чём смысл человеческой жизни? Много читал трудов по философии, рассматривал все религии мира, — говорит отец Валерий. — Я ведь и дальше мог служить, мне было всего 34 года. Но этот вопрос не давал мне покоя и, чтобы определить свой дальнейший путь, поехал в село Екатерининское Тарского района. Мне хотелось уединения. В тех краях приходилось бывать раньше, очень нравились те места. Устроился преподавателем ОБЖ и физики в детский дом.
Через несколько лет Валерий Закамский вернулся в Омск, устроился на работу в ТЭЦ-3 кинологом. Искания духовного стержня продолжались. Тогда, по его признанию, он был открыт любой религии и у него было право выбора веры.
«Всякое дерево познаётся по плоду — так Господь говорит. И когда вкушаешь этот плод, чувствуешь его вкус. Так и в православии: когда рассматриваешь слово Божье от Иисуса Христа, то нет страха, беспокойства, а есть умиротворение. В других религиях я не находил того мира для своей души, не находил ответа по духу, что предлагали мне авторы от тех или иных конфессий. Я познал радость в православной вере, а это высшее духовное состояние в поисках каждого человека. И это есть любовь», — убеждён иерей Валерий.

ПОЖИЛ ДЛЯ ТЕЛА, ПОЖИВИ И ДЛЯ ДУШИ
Однажды сестра Валерия, а она в то время серьёзно болела, попросила сопровождать её в поездке в Москву, в Сергиеву лавру.
- В моей душе уже был тот добрый уклад восприятия православной веры. В лавре я встретился со священником, который сказал мне удивительные слова: «Пожил для тела, поживи и для души». Сейчас это кажется так просто, а тогда было очень сложно для понимания: как это можно исполнить?» — вспоминает собеседник.
Там же, в лавре, состоялось его первое причастие. И с того момента начался новый этап в жизни 37-летнего Валерия Закамского. Он ступил на путь православного христианина, получив на свой главный вопрос ответ, который заключался в любви к Богу и ближнему. Начал ходить в храм, слушал проповеди, исповедовался, причащался.
Спустя время решил полностью посвятить свою жизнь служению Богу, был рукоположен митрополитом Феодосием, служил в Ачаирском монастыре, Христорождественском соборе, храме священномученика Сильвестра в Омске, в монастыре в Большекулачье. Много молился, проводил службы, общался с прихожанами, соблюдал посты, занимался хозяйственными делами. Его путь был тернист, зато душа обрела покой и уверенность в своём предназначении.
- Летать было сложно, но это не сравнится с работой священнослужителя, если всё делать, как должно. Здесь открывается мир невидимый, духовный, который сокрыт для обычного человека. Это постоянное преодоление себя, самосовершенствование, кроме того, ты должен дать людям ту веру, умиротворение души, за которыми они пришли в храм. И исполнить это порой сложнее, чем управлять самолётом «под шторкой». Здесь великий труд, огромная ответственность перед Богом, самим собой, прихожанами», — рассказывает иерей Валерий.
Общительность и благотворительность доступны каждому. С этого начинается познание Бога, первая ступень следования христианским заповедям. Если согрешил — покайся. Высшее состояние — пост и молитва, испытание не только для тела, но и духа человеческого. И сейчас, в период поста, священнослужитель не даёт себе пощады: голод без воды, сон на жёстком или сидя, обливание ледяной водой и, конечно, молитвы. Посты соблюдаются несколько раз в год, но, по его признанию, здесь привычки нет, это всегда трудно, всегда требует огромных духовных и физических сил.

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
После службы в Большекулаченском монастыре в связи с ухудшением здоровья отец Валерий был переведён в д. Авлы. Раньше в деревне была церковь, в советские времена в том же здании — школа. А после её закрытия здание передали Омской епархии. Отец Валерий принял участие в реставрации старого помещения. Затем были построены крестильно-трапезная, сейчас в ней проводятся богослужения, рядом — дом для священнослужителей, чуть в отдалении — гостевой домик. Батюшка проводит службы, литургии, молебны, крещение, здесь уже обвенчались две пары.
Храм пустым не бывает, приезжают в основном горожане, несколько жителей Новоархангелки, а вот местные не заходят, хотя относятся доброжелательно. «Насильно мил не будешь», — считает священник. Дважды в неделю к нему приезжает из города супруга — матушка Елена, помогает мужу во всех делах, готовит трапезу для прихожан, которые проводятся после службы.
Каждый человек в большей или меньшей степени размышляет о том, для чего он родился, зачем живёт в этом мире. Один сознательно строит свою судьбу, другой плывёт по течению и потом удивляется, что жизнь не задалась.
Наш герой — Валерий Закамский — всегда мечтал о высоте и достиг её — вначале поднялся в небо, потом достиг высоты духовной. «Мне Господь всё дал, он вёл меня по этому пути, — говорит иерей Валерий. — В моей душе осталось небо, которое и сегодня внутри меня».
И это ли не счастье — жить в ладу с самим собой, окружающим миром, нести добро людям?

* Иерей (греч.) — священник, духовное лицо, посвященное во вторую степень священства. Может совершать все таинства, кроме таинства рукоположения во иереи.

Валерий Закамский в кабине вертолёта МИ-24, 1982 г.

Крестильно-трапезная в д. Авлы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1495