Меню
16+

Сетевое издание "mayak-gazeta.ru"

31.01.2024 07:00 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 24.01.2024 г.

Замелетёновское сельское поселение

Продолжение.

Начало в №2 от 19.01.2024 г.

Деревня Покровка, 1926

Историю деревни рассказала Галина Александровна Мартьянова (Науменко), 1937 года рождения.

«Сначала в пяти километрах от районного центра появился выселок из деревни Москали, откуда выехали молодые семьи Егора и Афанасия Науменко, Остриковы, Гайкаловы, Щукины, Золотарёвы, Красноштановы и другие. Первым делом вырыли два колодца, один питьевой, другой — для скота. Дома строили деревянные, мазанки и пластянки (из земляных пластов) — у кого на что хватало сил».

Постепенно выселок вырос в небольшую деревню. Название, предположительно, деревня получила от праздника Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечается 14 октября. В народном представлении Покров является межевым столбом между осенью и зимой. Со старинных времен он знаменовал окончание работ в поле и на гумне. Подводился итог урожаю. Бытовала поговорка: «В октябре мужик с хлебом и лаптями, и изба с дровами». С Покрова по деревням начинали играть свадьбы.

В 1930-е годы жители организовали колхоз «Дружная артель». Работали они дружно, но жили бедно. Колхоз денег не платил, детям в школу ходить было не в чем. Начальная школа находилась в простом доме, где учителя Раиса Алексеевна Золотарёва и Федосья Александровна Красноштанова учили 30-40 детей. Как правило, больше дети не учились, а шли работать в колхоз.

Более 20 мужчин ушли защищать страну от нападения Германии. Больше половины погибли. С фронтов вернулись Илья Иванович Щукин, Василий Константинович Гайкалов, Иван Петрович Остриков, Николай Александрович Лукин и другие.

В 1950 году в деревне насчитывалось 30 дворов и около 200 жителей. В некоторых семьях было много детей, но половина умирала младенцами. У Черкасовых из 16 осталось восемь детей, у Науменко из 14 — семь. Медицинского пункта здесь никогда не было, а принимала роды и лечила бабка-повитуха Елена Золотарёва.

Магазина в деревне тоже не было. Продукты носили в поселок Любинский, который называли «станция», на базаре продавали или меняли на одежду. За солью, спичками и керосином для ламп ходили в поселок Северо-Любинский, который называли «точкой». Жили натуральным хозяйством.

О бедности говорит и такой факт. Галина Мартьянова в 1955 году отвечала за отару овец в 300 голов. Её как передовика производства колхоз поощрил путёвкой в Москву на ВДНХ. Но она не смогла поехать, так как не было хорошего платья и чемодана.

В конце 1950-х годов Покровка вошла в колхоз им. Ф. Энгельса. В четырех коровниках было около 200 коров, доярками работали Клавдия Павловна Острикова и Мария Евдокимовна Артёмова. Трактористами работали Александр Иванович Остриков и Егор Михайлович Золотарёв. Бригадирами много лет трудились Иван Яковлевич Остриков и Николай Петрович Михеев. Впоследствии бригада специализировалась на производстве мяса.

Сегодня в Покровке проживают 87 человек. Из коренных жителей остались Михеевы, Батмановы, Зинатулины, Остриковы, Барт.

Не сравнить современную Покровку с довоенной. В каждом доме — газ, вода, канализация. Работа, правда, другая. Одни работают в Любино, другие сидят дома, много пенсионеров. Семья Галактионовых как ИП занимается животноводством. Семья Федюниных создала ООО «Покровское» по производству мебели.

Деревня Новая Заря, 1925

Первыми жителями нового участка в пяти километрах севернее поселка Любинского, который вырос в деревню, были переселенцы с севера Омской области — из Седельниковского, Тевризского и Большереченского районов. В 1927 году по переписи в деревне было уже 15 дворов и жили 74 человека. Деревня получила название Новая Заря в духе идеологии советского времени. Со всех сторон она была окружена березовыми лесами.

В начале жители создали артель по обработке земли, в 1930 году — колхоз «Новая Заря». Колхоз был маломощный, перед войной в деревне было не более 40 дворов, земли и скота было мало. После войны колхоз вошел бригадой в колхоз им. Ф. Энгельса.

После войны в деревне действовали начальная школа, клуб, магазин. Был посажен большой красивый сад. В 1976 году деревня прекратила существование.

Деревня Серговка, 1930-е годы

В период коллективизации в начале 1930-х годов семьи нескольких немецких хуторов и малоземельные крестьяне из других деревень района собрали из 30 дворов с населением более 100 человек маленькую деревню из одной улицы. Местоположение её было между Замелетёновкой и Беляевкой. Название неизвестно. Дома делали из саманных кирпичей, глину брали на болоте.

Колхоз был назван «7-й съезд Советов». До 1947 года в деревне не было начальной школы, и дети ходили учиться в школу деревни Новая Заря (2 километра) или в Беляевку (1,5 километра), а потом в Замелетёновскую семилетку.

Медицинскую помощь оказывали бабка-повитуха Прасковья Медведева и знахарка Лидия Пономарева, которая заговаривала испуг, грыжу, зубную боль.

В годы Великой Отечественной войны мужчины были призваны на фронт. Послевоенная жизнь была трудной. А тут ещё нашествие волков. Они резали овец, нанося большой урон колхозу и дворам. Для поиска волчьих стай привлекали даже курсантов и самолеты учебного авиационного полка, расположенного в Любино.

В середине 1950-х годов деревня распалась. Часть семей уехала в Любино, часть — в деревню Новая Заря.

разъезд № 53

Железнодорожный разъезд №53 сейчас — это остановочный пункт №2647.

Разъезды строили на Транссибирской магистрали через каждые 10 километров для поездов при однопутном движении. Выполнялись все работы для нормального функционирования железной дороги. На разъезде, как правило, было несколько бараков, и жили по 50-70 человек.

Разъезд между деревнями Помогаевкой и Выборненовкой служил остановочным пунктом и не был исключением: здесь были деревянный вокзал, несколько двухквартирных домов для работников, жилой барак, хозяйственные постройки. Жители вели огороды и держали скотину.

Николай Грицевич в книге «Омск со мной навек» рассказал про ЧП на разъезде №53. В 1943 году он работал дежурным помощником начальника службы движения Омской железной дороги.

- Железная дорога работает в условиях повышенной опасности. Поэтому безопасность перевозок была всегда на первом месте. Железнодорожники не могут расслабиться ни на одну минуту, иначе — беда.

1943 год. Зима, мороз — 35 градусов. Два часа ночи. Машинист и помощник грузового поезда заснули. На 53-м разъезде Называевского однопутного участка грузовой должен был остановиться, чтобы пропустить пассажирский поезд «Москва-Владивосток». Дежурный по разъезду подавал сигналы, но ни машинист, ни его помощник не проснулись. И вышли на перегон оба: курьерский и грузовой состав. Связи с поездами тогда ещё не было. Даю команду поднять путейцев разъезда и на лошадях отправить на перегон.

Произошло столкновение. Локомотивы сошли с рельсов. Первые вагоны пассажирского поезда разбиты, как и первые вагоны грузового состава. Погибли 79 человек, много было раненых.

Виновные в крушении были серьезно наказаны. Машинист грузового поезда остался жив, сошел с паровоза в шоковом состоянии и ушел в лес. Его нашли в 10 километрах от места происшествия. Он получил 10 лет заключения.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

8