16+

Сетевое издание "mayak-gazeta.ru"

Главная / Губерния / На юг - через север

На юг - через север

  • 2
 

На юг - через север

Омская область намерена наращивать экспорт сельхозпродукции.

На полях V международного Восточного экономического форума губернатор Омской области Александр Бурков провел серию деловых встреч и переговоров по развитию инвестиционного сотрудничества, торгово-экономического партнёрства и реализации целого ряда проектов в регионе.

В частности, он встретился с госпожой Арми Лопез Гарсия — основателем и председателем Филиппино-Российской бизнес-ассамблеи и обсудил с ней вопросы развития торгово-экономических отношений.

- Филиппинцы заинтересованы в импорте продовольствия, особенно зерна и свинины, — отметил Александр Бурков. — Страна является очень крупным потребителем этих продуктов. Она поставляет зерно даже из Канады. Но, я считаю, что Россия намного ближе и может им дать хорошую цену и качественное зерно. Поэтому мы продолжим общение с департаментом сельского хозяйства Филиппин.

Часть экспорта зерна из Омского региона в Юго-Восточную Азию губернатор считает целесообразным перенаправить по Северному морскому пути.

- Благо, Омск находится на Иртыше. По реке мы можем дойти до Обской губы, порта Сабетта и там перегружать на морские суда и поставлять зерно в страны Юго-Восточной Азии, — отметил Александр Бурков.

Отметим, что в прошлом году наша область экспортировала сельхозпродукции на сумму 48,7 млн долларов, что в четыре раза превышает уровень 2017 года. Однако мы способны вывозить гораздо больше. Поэтому объемы экспорта продукции АПК будут расти. Предусматривается, что к 2024 году они достигнут 359 млн долларов США. И главная роль в этих планах отводится наращиванию экспорта зерна.

Хороший потенциал

Омская область собирает в среднем 3,5 млн тонн зерна в год, в том числе пшеницы (продовольственной, 3-го и 4-го класса, и фуражной, 5-го класса, идущей на нужды животноводства) — от 2,2 до 2,5 млн тонн. И у наших аграриев еще есть потенциал для роста объемов за счет использования новых сортов, повышения культуры земледелия, обновления технического парка.

На внутреннее потребление (семена, продовольствие, нужды животноводства) расходуется примерно половина того, что производится: 1,7-1,8 млн тонн в год. Это значит, что даже в случае неурожая область может ни в чем не нуждаться.

Продукция, которая не была реализована в прошлом году, переходит на следующий год. На начало 2019 года переходящие запасы зерна составили 3 млн 135 тонн. За счет переходящих запасов в 2018 году продано за пределы территории 1,9 млн тонн зерна.

В зачёт другим

Большая часть продукции зернопроизводства уходит в другие субъекты РФ. В западной части страны основными ее потребителями являются Ленинградская и Московская области, где расположены крупные предприятия по выпуску муки и хлеба. Только эти два региона ежегодно покупают у нас до 100 тыс. тонн продовольственной пшеницы, используя ее как улучшитель для получения качественного хлеба. За рубеж в 2018 году из области по прямому экспорту отправлено 247 тыс. тонн зерна.

Многие производители зерна, конечно, хотели бы самостоятельно реализовывать свою продукцию за рубеж, поскольку это позволило бы им получить более высокую цену.Для сравнения: средняя стоимость пшеницы 3 класса в прошлом году в регионе составляла порядка 8 тысяч рублей за тонну, тогда как в южных морских портах можно было выручить за нее порядка 11 тысяч рублей.

Невыгодная логистика

Но продать зерно на экспорт сибирякам непросто. И главным камнем преткновения на пути к зарубежным рынкам сбыта является невыгодная логистика. Регион значительно удален от экспортных морских портов и на западе страны, и на востоке. До Калининграда почти 4000 километров, до Владивостока — 6500. Традиционно транспортировка зерна ведется железнодорожным транспортом. А стоимость железнодорожных перевозок высокая: 30-40 процентов от стоимости товара. Поэтому без государственной поддержки тут не обойтись.

С 2017 года экспортные перевозки зерна железной дорогой из сибирских регионов субсидируются правительством РФ. Именно благодаря этой мере омские аграрии смогли в 2018 году отправить по прямому экспорту в четыре раза больше зерна, чем в предыдущем.

В 2019 году логистическая субсидия также сохранена.

- Но пока объемы, которые мы можем перевезти по льготному тарифу, невелики. Также нас не устраивает сам период действия этого тарифа: с февраля по сентябрь, — отмечают в Минсельхозпроде. — У нас в мае и июле элеваторы зачищаются. Запасы зерна в этот период некритичны и перевозки незначительны, поэтому субсидировать логистические затраты нецелесообразно. Губернатор Александр Бурков говорил об этом на встрече с заместителем председателя правительства РФ Алексеем Гордеевым. И предложил распространить действие тарифа на период с сентября 2019 года, когда у нас начнется массовая уборка, по май 2020-го. Сейчас этот вопрос рассматривается.

Тарифы для «своих»

Можно было бы везти зерно из региона в страны Юго-Восточной Азии через Республику Казахстан. Но действующие в сопредельном государстве тарифы на его транспортировку из России очень высокие: вдвое больше, чем для местных грузоотправителей. Эта мера, направленная руководством Казахстана на защиту собственного агропроизводства, ограничивает выход Омской области на рынки Ирана, Ирака, Таджикистана и других стран, делая транзитные перевозки через Казахстан крайне невыгодными. Поэтому вместо налаживания торговли с дальним зарубежьем омичам приходится продавать зерно ближайшему соседу, который его перепродает или перерабатывает и отправляет на экспорт в виде готовой продукции.

- Мы должны искать прямой выход на Китай, Иран, а Казахстан использовать как транспортную сеть для поставки нашей продукции. Это вопрос жизни и смерти для аграрного сектора, вопрос цены на зерновые культуры, — подчеркивает губернатор Александр Бурков.

Как считают в областном правительстве, высокие пошлины на железнодорожные перевозки через Казахстан, от которых страдает развитие омского АПК, — одна из актуальных тем для обсуждения на предстоящем Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана, который пройдет в Омске в начале ноября.

Новым маршрутом

В конце августа, на заседании областного штаба по уборке урожая, губернатор Александр Бурков объявил о прорабатке варианта транспортировки продукции АПК в Юго-Восточную Азию по Иртышу, Оби и далее — Северным морским путем.

Компанией «Новатек» в районе Обской губы построен терминал для отгрузки сжиженного газа, который должен способствовать росту грузопотока по Северному морскому пути через арктический порт Сабетта. Есть договоренность о том, что часть этого готового терминала отдадут Омской области для создания терминала по перегрузке зерна.

Отметим, что перевозки водным транспортом обойдутся в полтора-два раза дешевле, чем железной дорогой.

Для реализации этого проекта планируется открыть в порту Сабетта специализированный пункт пропуска, где будет осуществляться фитосанитарный контроль. Кроме того, есть предприниматели, готовые построить на пути следования зерна из Омска в Ямал сеть элеваторов.

Сейчас ведется работа по созданию экспортно-логистической компании «Зерно Сибири». Её учредителем выступает правительство области, а акционерами, как подчеркнул губернатор Александр Бурков, должны стать сами аграрии. Задача — научиться торговать без посредников. Компания «Зерно Сибири» будет формировать крупные партии продукции для выхода на внешние рынки и получения цены, существенно превышающей стоимость зерна внутри региона.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх