Меню
16+

Сетевое издание "mayak-gazeta.ru"

26.10.2012 10:37 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 26.10.2012 г.

Судьба не баловала счастьем, я сам его ковал

Автор: Ирина Малмыго
Удивительно, что в свои 85 лет Николай Николаевич Верт помнит дни детства до мелочей: как в годы коллективизации советская власть забрала у семьи все нажитое, как умерли от голода мама и старший брат, как отца с тремя детьми во время войны сослали в Сибирь...

Родился Николай в 1927 году в Саратовской области, в немецкой семье Верт. Отец после смерти жены как мог кормил детей, трудился в совхозе сторожем, и на других работах.
ТО ЛИ БЫЛО ДЕТСТВО, ТО ЛИ НЕ БЫЛО…
До войны Николай успел закончить три класса, а в начале Великой Отечественной семье велено было собираться в далекую Сибирь. По приезду в Омскую область Вертов отправили в Мокшино, поселили в бараке. Затем одного из братьев забрали в трудармию, на лесоповал в Свердловскую область, оттуда он не вернулся — умер от непосильного труда и голода. Вскоре в трудармии оказалась и сестра, тоже работала на лесоповале, но уже в Оренбургской области. Ей удалось выжить.
А за мальчиком Колей особо никто не приглядывал, рос без материнской ласки, без теплого слова, да еще соседские ребятишки частенько обижали, обзывали фашистом или того хуже — вором, хотя ни тогда, ни потом за всю жизнь копейки чужой не взял.
Николай начал работать в совхозе с 1942 года, когда ему еще и 15 лет не было. Руководство на третий день доверило пареньку трактор, заводился он вручную, рукояткой, только вот сил на это еле-еле хватало. Как-то в очередной раз пытался завести железного коня. Подошел к нему полевод, увидел «непорядок» и решил поправить дисциплину кулаками: «Ах ты, фашист проклятый, работать не хочешь?!». Обидно до слез, а ответишь — совсем сгноят. Помнит также, как с одним из обидчиков, латышом, после войны уехавшим на историческую родину, спустя много лет встретились, когда тот приезжал в Мокшино на похороны родственника. В кузне, куда латыш пришел по надобности, увидел Николая — крепкого мастерового
кузнеца. Не ожидал, удивился, потом стыдно стало за свое отношение к «врагу народа» — прощения попросил.
Но помнит наш герой и хороших людей. Директор совхоза Василий Демьянович Шиханов однажды, проезжая на лошади, заметил почти раздетого паренька, пашущего зябь на открытом тракторе. Дело было глубокой осенью. Обогнал, остановился: «Что, замерз? А ну, одевайся!» Достал комбинезон, фуфайку. Помнится, долго потом той одежде
сносу не было. После войны стало немного легче жить и работать. Но советская власть по отношению к ссыльным не ослабляла надзор, а, наоборот, закручивала гайки. Николай Николаевич рассказывает:
«В 1946 году нас взяли под комендатуру, мы не имели права дальше пяти километров отходить от конторы, каждый месяц отмечались и расписывались. И только в 1956 году отменили этот порядок, но без права выезда на прежнее место жительства».
КУЗНЕЦ СВОЕГО СЧАСТЬЯ
В 1948 году Николай женился девушке Любови Лукиной из деревни Маломогильное. Поставили хатенку, родили и воспитали двух сыновей и двоих дочерей. Забегая вперед, скажем, что прожили супруги в любви и согласии 26 лет.
В 1949 году молодого работника направили молотобойцем в кузницу, вскоре начал работать кузнецом: паял, чинил кузнечной сваркой детали, болты, гайки, бороны и плуги. Незаменимым человеком в селе стал, к нему обращались и по рабочей надобности, и по житейской — мужики с инструментом, бабы с чугунками.
Н.Н. Верт вышел на пенсию по «горячему» стажу, но продолжал работать в совхозе и отдал ему ровно 40 трудовых лет: с 1942 по 1982 годы. Заслужил признание, почет и уважение, награжден медалями «За освоение целинных земель», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», знаком «Ударник коммунистического труда», имеет звание ветеран труда.
Пользуется льготами, установленными ст.16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий». Но когда Николай Николаевич получил свидетельство о реабилитации, то, по большому счету, для него это было почти не важно, ведь к тому времени добросовестным трудом и порядочностью он уже реабилитировал честное имя свое и своих родителей.
Сейчас Николай Николаевич Верт живет в Красном Яре, в соседнем
доме живет дочь. Его не забывают внуки и племянники. Спокойная старость в окружении родных людей — результат достойно прожитой жизни, которую
неимоверными усилиями выковал наш герой.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

51