Закон и порядок
- Александр Васильевич, насколько полно исполнялось федеральное законодательство органами местного самоуправления, организациями, хозяйствующими субъектами?
- По результатам проверок, проведённых прокуратурой района в сфере надзора за исполнением федерального законодательства в 2013 году, выявлено 2329 нарушений закона. В целях устранения нарушений, причин и условий, им способствовавших, применялся весь комплекс мер прокурорского реагирования: принесено 386 протестов на незаконные правовые акты, в суды направлено 436 исков и заявлений на общую сумму 738 тысяч рублей. Внесено 543 представления об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 405 должностных лиц. По постановлению прокурора к административной ответственности привлечено 70 лиц, 191 лицу объявлены предостережения о недопустимости нарушений закона, 10 материалов направлено для решения вопроса об уголовном преследовании, по результатам проверки которых возбуждено 9 уголовных дел.
- В каких сферах выявлены нарушения законности?
- В рамках надзора выявлены противоречащие закону нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления, выявлены нарушения в экономической сфере, сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, налогового и бюджетного законодательства, в сфере размещения заказов и других. Кроме того, в деятельности организаций выявлены нарушения в сфере законодательства о монополиях, о кредитно-банковской деятельности, о лицензировании, природоохранного законодательства, в сфере соблюдения трудовых прав граждан и так далее.
- Вы упомянули о нарушениях в сфере природоохранного законодательства. Настоящим бедствием стали несанкционированные свалки в населённых пунктах и за их пределами. Понятно, что они возникают в основном по вине несознательных граждан, но кто всё-таки должен наводить порядок?
- Особое внимание в 2013 году прокуратурой района уделялось вопросам соблюдения природоохранного законодательства, в связи с чем регулярно проводились проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Повышенное внимание было уделено вопросам ликвидации несанкционированных свалок. Согласно статье 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории городских и сельских поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, в ходе обследования территории Камышловского сельского поселения вдоль дороги северо-восточной части д. 16-й Партсъезд были обнаружены несанкционированные свалки твёрдых бытовых отходов, состоящие из картонных коробок, бутылок, пластиковых и иных бытовых отходов. Надлежащие меры по устранению свалок администрацией поселения не принимались. Аналогичные нарушения выявлены в пяти сельских поселениях района.
Кроме того, в сфере законодательства об отходах производства и потребления были выявлены нарушения, обусловленные размещением органами местного самоуправления свалок твёрдых бытовых отходов на непредназначенных для этих целей земельных участках, в условиях отсутствия санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии свалок санитарным правилам, без разделения отходов на виды. По указанным основаниям прокуратурой района внесено шесть представлений главам поселений, которые рассмотрены и удовлетворены, три должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
- Выявлены ли нарушения в сфере бюджетного законодательства?
- Да, прокуратурой района в сфере бюджетного законодательства выявлено 131 нарушение. Так, в сфере размещения заказов выявлено 89 нарушений, принесено 26 протестов на противоречащие закону муниципальные правовые акты, внесено три представления, по результатам рассмотрения которых шесть лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, объявлено 38 предостережений о недопустимости нарушения закона.
Основанием для внесения представлений послужило ненадлежащее ведение органами местного самоуправления ряда сельских поселений реестров закупок, осуществляемых без размещения заказов.
Эти и другие нарушения вызывают крайнюю обеспокоенность и свидетельствуют о поверхностном знании ответственными должностными лицами требований законодательства. В настоящее время необходимо активизировать работу по изучению законодательства в данной сфере, в том числе с учётом вступления в законную силу Федерального закона №44-ФЗ.
- Александр Васильевич, нарушались ли права и свободы граждан в 2013 году?
- Нарушений в сфере соблюдения прав и свобод граждан выявлено достаточное количество — 1077. В сфере трудовых прав граждан — 484 нарушения закона, 155 нарушений законодательства вскрыто прокуратурой в сфере соблюдения жилищных прав граждан, 33 — в сфере пенсионного законодательства, 8 — об обращениях граждан.
Так, были вскрыты нарушения законодательства, связанные с несвоевременной выплатой работникам расчёта при увольнении, неизвещением работодателями работников о составных частях заработной платы с установлением поощрительных и стимулирующих выплат, в сфере обеспечения безопасных условий и охраны труда.
- Состоянию преступности в районе в прошлом году уделялось пристальное внимание правоохранительными органами, органами местного самоуправления, субъектами системы профилактики. Удалось ли стабилизировать ситуацию?
- Анализ состояния и динамики преступности в Любинском районе свидетельствует о некотором снижении уровня криминальной активности в сравнении с 2012 годом. Наблюдается снижение количества зарегистрированных преступлений с 675 до 641. Однако, произошёл рост особо тяжких преступлений с 19 до 21. В то же время снизилось количество тяжких, средней тяжести и небольшой тяжести преступлений.
В структуре преступности по-прежнему преобладают имущественные преступления, их более половины от числа всех зарегистрированных, в том числе кражи, грабежи, мошенничество, неправомерное завладение транспортным средством. Проведённый анализ предметов преступного посягательства показывает, что наиболее высокой является доля таких предметов, как сотовые телефоны, деньги, сборочные единицы и детали автомашин.
Трудность при выявлении и расследовании преступлений данной категории зачастую заключается в том, что население в ряде случаев не сообщает в правоохранительные органы о совершении хищений принадлежащих им товарно-материальных ценностей либо сообщает спустя продолжительное время. При расследовании уголовных дел в ряде случаев представляет сложность определить стоимость похищенного имущества по причине отсутствия данного имущества в балансе основных средств юридических лиц.
В 2013 году осуществлялась работа по декриминализации объектов экономики путём проведения совместных обследований торговых и складских объектов на предмет их защищённости и укреплённости от преступных посягательств.
- На координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, совещаниях при начальнике УМВД России по Омской области постоянно уделялось внимание соблюдению учётно-регистрационной дисциплины сотрудниками ОМВД по Любинскому району. Дало ли это положительные результаты?
- При проведении проверок состояния учётно-регистрационной дисциплины были выявлены факты длительного непринятия решений по заявлениям и сообщениям граждан, неполноты материалов проверки, отсутствия сведений, подтверждающих об уведомлении заявителя о принятом решении.
Всего прокуратурой района в истекшем периоде восстановлено на учёт 54 преступления, из них выявлено 9 преступлений, относящихся к категории тяжких. Прокуратурой района внесено 24 представления по фактам нарушения законодательства при приёме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. По результатам рассмотрения представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 63 сотрудника.
С целью устранения и недопущения нарушений в ОМВД России по Любинскому району проводится определённая работа по усилению ведомственного контроля, создана комиссия по соблюдению учётно-регистрационной дисциплины, деятельность которой признана удовлетворительной.
- Александр Васильевич, какую оценку Вы дадите осуществлению надзорной деятельности за соблюдением законодательства прокуратурой района в 2013 году? Насколько эффективной была работа возглавляемого Вами коллектива?
- Надзорная деятельность прокуратурой района осуществлялась в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказов и указаний Генерального прокурора, прокурора Омской области, решений коллегий прокуратуры Омской области и координационных совещаний руководителей правоохранительных органов района.
В течение 2013 года коллективу прокуратуры района удалось добиться определённых успехов в осуществлении надзора, улучшить как количественные, так и качественные показатели, подчиняя надзорную деятельность задачам правового обеспечения проводимой в стране судебной реформы, защите прав и свобод граждан, соблюдения федерального законодательства.
Прокуратурой района в 2013 году был разработан график встреч с жителями населённых пунктов, осуществлено 12 выездов с целью выявления укрытых от учёта и регистрации преступлений. Данное направление деятельности по защите прав и законных интересов граждан остаётся приоритетным и в 2014 году. Любинцы могут обращаться в прокуратуру с заявлениями и обращениями о нарушениях закона.
В рамках надзора за исполнением федерального законодательства в поле зрения прокуратуры района в 2013 году находились все сферы регулируемых законом правоотношений. Тем не менее, к совершенствованию и улучшению работы всегда нужно стремиться. Обобщение результатов правоприменительной деятельности позволило наметить шаги по повышению эффективности борьбы с преступностью и другими противоправными проявлениями, усилению прокурорского надзора во всех отраслях законодательства.
- Спасибо за беседу.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.