Меню
16+

Сетевое издание "mayak-gazeta.ru"

Омская область/Любинский муниципальный район
19 марта 2024, вт 2024.03.19 09:33:17
16+

МАЯК

МАЯК

4

Экзамен для системы областного образования

На Экспертном совете прошло обсуждение проекта отраслевой программы Министерства образования Омской области.

По индексу уровня образования Омская область занимает 5 место в России. Это данные из официального доклада «О развитии человеческого потенциала в Российской Федерации», который представляется на международном уровне. Высокая оценка отрасли — факт, безусловно, отрадный, но не означающий, что в областном образовании все в порядке. Для того чтобы обозначить первоочередные и самые актуальные из них, а также обсудить способы решения накопившихся проблем, ведущие специалисты отрасли приняли участие в работе Экспертного совета.

Цель этого совещания — подготовить предложения для разработки областной отраслевой программы, а также рассмотреть возможности финансирования за счет средств национального проекта в сфере образования, что предусмотрено майским Указом №204 Президента РФ Владимира Путина.

Решения

для детских садов

За последние шесть лет прирост численности детей в возрасте до 18 лет по региону составил 7,8%. А это значит, что нужны дополнительные места в школах и детских садах. Новые учреждения образования необходимы именно в тех районах города и области, где они будут реально востребованы, чтобы детский сад или школа были доступны для родителей и не возникало бы проблем с доставкой детей.

Проблема эта возникла не вчера, и по мере возможностей областные власти ее решают. К примеру, в период с 2012 по 2017 годы в области созданы более 27 тысяч новых мест для дошколят. Сеть дошкольного образования увеличилась более чем на четверть. Всего ею охвачены 105 тысяч маленьких омичей.

Однако этого недостаточно. Дополнительная потребность в новых местах уже в 2020 году прогнозируется на уровне 11 тысяч. Еще в декабре 2017 г. в послании Законодательному собранию Омской области главой региона Александром Бурковым был предусмотрен в 2019 году ввод в эксплуатацию четырех детских садов и создание новых мест в действующей сети, но мест по-прежнему может не хватить. Особенно остро область испытывает дефицит мест в детских садах для детей до трех лет. Что делать?

Эксперты предлагают активнее вводить формы государственно-частного партнерства. Кроме того, целесообразно рассматривать варианты пристроек к школам — в условиях нехватки средств не нужно тратиться на коммуникации, как при возведении отдельного здания. К тому же такие постройки всегда можно использовать для нужд дополнительного образования, если процент рождаемости вдруг пойдет на убыль и группы дошколят перестанут заполняться. Разумеется, при выборе вариантов необходимо отталкиваться от потребности в каждом населенном пункте, а также делать расчет на перспективу.

Ремонты

и школьные автобусы

Кроме новых детсадов и школ, необходимо приводить в порядок и уже существующие. Износ основных фондов учреждений значительный. В рамках «февральских поправок» в региональном бюджете по указанию главы региона Александра Буркова стартовали мероприятия по реновации учреждений образования. Во всех школах, попавших в программу этого года, устанавливается 4596 оконных пластиковых конструкций.

Ежегодно на ремонт школ и детских садов будет выделяться не менее 200 млн рублей. По решению руководителей образовательных учреждений средства могут быть использованы как на замену оконных блоков, так и на реконструкцию кровли или ремонт системы отопления.

Учебное, лабораторное оборудование, мебель во многих школах также нуждаются в модернизации. Совместно с депутатами Законодательного собрания решается вопрос об увеличении в 2019 году на 60% объема финансирования на закупку учебников. В текущем году уже удалось решить острую проблему бесплатного обеспечения прописями школьников первых классов и рабочими тетрадями по иностранному языку школьников вторых классов. По данным Ми

По индексу уровня образования Омская область занимает 5 место в России. Это данные из официального доклада «О развитии человеческого потенциала в Российской Федерации», который представляется на международном уровне. Высокая оценка отрасли — факт, безусловно, отрадный, но не означающий, что в областном образовании все в порядке. Для того чтобы обозначить первоочередные и самые актуальные из них, а также обсудить способы решения накопившихся проблем, ведущие специалисты отрасли приняли участие в работе Экспертного совета.

Цель этого совещания — подготовить предложения для разработки областной отраслевой программы, а также рассмотреть возможности финансирования за счет средств национального проекта в сфере образования, что предусмотрено майским Указом №204 Президента РФ Владимира Путина.

Решения

для детских садов

За последние шесть лет прирост численности детей в возрасте до 18 лет по региону составил 7,8%. А это значит, что нужны дополнительные места в школах и детских садах. Новые учреждения образования необходимы именно в тех районах города и области, где они будут реально востребованы, чтобы детский сад или школа были доступны для родителей и не возникало бы проблем с доставкой детей.

Проблема эта возникла не вчера, и по мере возможностей областные власти ее решают. К примеру, в период с 2012 по 2017 годы в области созданы более 27 тысяч новых мест для дошколят. Сеть дошкольного образования увеличилась более чем на четверть. Всего ею охвачены 105 тысяч маленьких омичей.

Однако этого недостаточно. Дополнительная потребность в новых местах уже в 2020 году прогнозируется на уровне 11 тысяч. Еще в декабре 2017 г. в послании Законодательному собранию Омской области главой региона Александром Бурковым был предусмотрен в 2019 году ввод в эксплуатацию четырех детских садов и создание новых мест в действующей сети, но мест по-прежнему может не хватить. Особенно остро область испытывает дефицит мест в детских садах для детей до трех лет. Что делать?

Эксперты предлагают активнее вводить формы государственно-частного партнерства. Кроме того, целесообразно рассматривать варианты пристроек к школам — в условиях нехватки средств не нужно тратиться на коммуникации, как при возведении отдельного здания. К тому же такие постройки всегда можно использовать для нужд дополнительного образования, если процент рождаемости вдруг пойдет на убыль и группы дошколят перестанут заполняться. Разумеется, при выборе вариантов необходимо отталкиваться от потребности в каждом населенном пункте, а также делать расчет на перспективу.

Ремонты

и школьные автобусы

Кроме новых детсадов и школ, необходимо приводить в порядок и уже существующие. Износ основных фондов учреждений значительный. В рамках «февральских поправок» в региональном бюджете по указанию главы региона Александра Буркова стартовали мероприятия по реновации учреждений образования. Во всех школах, попавших в программу этого года, устанавливается 4596 оконных пластиковых конструкций.

Ежегодно на ремонт школ и детских садов будет выделяться не менее 200 млн рублей. По решению руководителей образовательных учреждений средства могут быть использованы как на замену оконных блоков, так и на реконструкцию кровли или ремонт системы отопления.

Учебное, лабораторное оборудование, мебель во многих школах также нуждаются в модернизации. Совместно с депутатами Законодательного собрания решается вопрос об увеличении в 2019 году на 60% объема финансирования на закупку учебников. В текущем году уже удалось решить острую проблему бесплатного обеспечения прописями школьников первых классов и рабочими тетрадями по иностранному языку школьников вторых классов. По данным Министерства образования, более 27 миллионов рублей были направлены на эти цели.

Особое внимание уделяется доставке детей в школы из отдаленных населенных пунктов. Более 12 тысяч сельских школьников из 900 поселений подвозят к месту учебы школьные автобусы. На обновление школьного автопарка в 2018 году из регионального бюджета выделены средства в размере 91 млн рублей. На эти средства уже приобретены 48 транспортных средств большой и малой вместимости для 26 муниципальных районов. Еще один автобус в скором времени отправится в Усть-Ишимский район, три автобуса купят для государственных образовательных учреждений. Всего же с учетом этой партии с 2015 года муниципалитеты получили 171 автобус. На эти цели из консолидированного бюджета потрачено свыше 180 млн рублей.

Все эти меры позволяют сделать вывод о том, что областное правительство считает развитие образования приоритетным направлением в своей работе и при реализации национального проекта готово аргументированно отстаивать его интересы и добиваться дополнительного финансирования на федеральном уровне.

Кто станет учителем?

Конечно, проблема доступности образования, создания новых мест в школах и детсадах очень важна. Но с ее решением не снимается другая: кто будет учить детей?

Владимир Семенович Половинко, председатель комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике Законодательного собрания Омской области актуализирует проблемы для обсуждения:

- Исходя из демографии, количество учеников до 2025 года увеличится на 35 тысяч. Если все планы реализовывать, надо будет построить 51 школу. А кто будет педагогами в этих новых школах? На каких условиях молодой специалист поедет в район, на село? Эти вопросы не решить ни за год, ни за два. Давайте обсудим еще и вопрос престижности труда педагога, требования к которому существенно увеличились. Ситуация, когда педагог загружен бумажной отчетной работой, что отнимает до 30% времени, а ведь нужно еще успеть и заработать? Не секрет, что для этого приходится работать на 1,5 ставки. Я сейчас говорю о задачах, которые стоят перед министерством и педагогическим сообществом, которые мы должны четко видеть, открыто о них говорить и совместно решать.

Действительно, в последние годы значительно выросла потребность в педагогических кадрах. Впервые за последнее 10 лет муниципальные образовательные организации заявили о более чем 1200 действующих и планируемых вакансиях. Данный факт не случаен и является реальным подтверждением старения педагогических кадров, недостаточности объемов трудоустройства, адаптации и закрепления молодых педагогов, недостаточно высокого уровня престижности профессии педагога. Необходимо создавать условия для становления и развития кадров. Эксперты сошлись во мнении, что нужен не только целевой набор, но и целевая подготовка, начиная с 3-го курса. Более того, нужно целенаправленно развивать систему непрерывного педагогического образования.

- Нам удается показать студентам, что те компетенции, которые у нас формируются, реально применить в системе образования, — рассказала профессор кафедры педагогики ОмГПУ Наталья Макарова и озвучила конкретное предложение: «Именно после практики у них возникает желание идти в профессию. Но нам хотелось бы получать больше поддержки от педагогов, к которым студенты идут на практику. Среди педагогов есть действительно звезды, которые готовы повести за собой, делиться профессиональными секретами, на которых начинающим педагогам очень хочется быть похожими».

Лауреат всероссийского конкурса «Учитель года» Константин Диянов также считает, что зачастую трудности молодого педагога лежат не в материальной (хотя это имеет тоже важное значение), а в эмоциональной плоскости:

- Школа — очень требовательная среда, в которой очень часто у молодых происходит крушение иллюзий, поэтому нужна не только мощная методическая поддержка со стороны мудрых наставников, но и эмоциональная — со стороны педагогического коллектива, старших коллег.

Константин Диянов вместе с единомышленниками стоял у истоков создания проектной лаборатории молодых педагогов, которая сегодня работает во всех 32 районах Омской области. Подобного творческого объединения в стране больше нет. Целью работы является адаптация в профессии, обмен опытом, освоение передовых практик и закрепление молодых кадров в территориях. Например, сейчас они работают над программой Межрегионального форума молодых педагогов, который впервые пройдет в Омске уже в октябре.

В ближайшее время в системе образования области ожидаются большие перемены. Какими они будут? Это в значительной степени зависит от готовности областной и муниципальной власти эффективно участвовать в реализации национального проекта в сфере образования. Работа прошедшего Экспертного совета по образованию отразила главное — в области есть понимание значимости и приоритетности решения проблем в отрасли. Есть серьезные аргументы для того, чтобы отстаивать интересы региона в сфере образования на федеральном уровне. А это значит, что процессы модернизации медленно, но верно воплотятся в жизнь.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.